Каолин и роспись в древнем Китае

Каолин играет также очень большую роль в фарфоровом производстве, однако глины, по составу подобные каолину, имеются не только в провинции Хэнань, но и в других местностях Китая, а также в ряде других стран мира.

Каолин — это пластичная белая глина, или водный силикат алюминия, продукт разложения полевого шпата. Из неочищенной глины—каолина, смешанного с гравием, каменным углем и другими примесями, производят глиняные горшки, плошки, архитектурные украшения крыш и т. д. Из очищенной белой глины — каолина лучшего качества — производят фарфоровые изделия. Но без фарфорового камня каолин плохо сплавляется. Между тем, если фарфоровый камень в твердом виде (до измельчения) накалять при очень высокой температуре +1800 , то он плавится и становится прозрачным, как стекло. Это свойство после смешения молотого фарфорового камня с каолином придает массе способность хорошо сплавляться. Изделия, изготовленные из такой массы, после обжига получаются белыми, звонкими, прозрачными. Китайские мастера называют каолин костями, а фарфоровый камень— мясом фарфора.

Прежде чем использовать каолин для производства фарфоровых изделий, надо подвергнуть его тщательной обработке. Сначала каолин размалывают, затем отмачивают. Для этого размолотую глину разбалтывают в воде и пропускают через чан. Вода уносит легкие примеси песка, гравия, после чего очищенная глина оседает на дно. После удаления воды получается масса, которую особым образом прессуют. Затем глину подвергают гниению для того, чтобы она стала еще мягче и нежнее.

Роспись бывает подглазурная и надглазурная. Характерной особенностью подглазурной росписи является нанесение узора на поверхность фарфорового предмета, подвергнутого уже обжигу, после чего предмет покрывается сверху глазурью и обжигается вторично при температуре 1200—1400°. В печи глазурь расплавляется и покрывает всё изделие ровным стекловидным слоем, причем через глазурь просвечивают краски нанесенной ранее росписи. Позднее была изобретена надглазурная роспись эмалевыми красками — высшее достижение в разрисовке фарфора, когда узор рисуется на глазури. У китайских мастеров эта роспись получила название у-цай, что означает «пятицветная».

Изобретение надглазурной росписи, закрепляющейся при невысокой температуре, дало возможность значительно увеличить количество керамических красок: зеленый, синеватый, фиолетовый, желтый, пурпурный и коричневый оттенки стали применяться для украшения фарфоровых изделий. Техника надглазурной росписи дает возможность использовать разнообразные керамические краски. Изготовленный таким способом из фарфоровой массы и покрытый глазурью сосуд сначала обжигается в печи при высокой температуре, затем на поверхность его наносится роспись, после чего он подвергается вторичному, легкому, так называемому муфельному обжигу.

Нравится Добавь в закладки