Критика фильма

В фильме есть попытка философски подойти к проблеме «дети и война». Эту проблему решал в «Подранках» и Николай Губенко, пытаясь проникнуть в психологию героев, в Драматизм их внутренней жизни. В фильме «Летняя поездка к морю», поставленном С. Арановичем, такие попытки тоже делаются, но лишь в последней трети картины, где только и начинаются события. Я вижу в этом недостаток конструкции.

Мне кажется, главная проблема фильма — отношение к жестокости. Ребята, приехавшие на острова, хотя они уже многое пережили раньше и это отражается на их взаимоотношениях, не готовы к встрече с врагом. Даже фашист, застигнутый ими на острове, не враг для них, а человек, так как он беззащитен, он их пленник. Но потом, когда другие немцы у них на глазах уничтожают запасы продовольствия, которое дети собирали в скалах для голодающего города, когда у них на глазах убивают Петровича, подростки вынуждены принять логику войны. Эта логика говорит, что во врага надо стрелять. Авторы же фильма сами колеблются в том, какую концепцию им принять и, естественно, заходят в тупик. Прямого ответа не дают. Фильм кончается тем, что мальчики целятся в немца. Мы не знаем, выстрелят ли они.

К сожалению, даже такой важный для картины образ, как образ Петровича, тоже не разработан в фильме, не раскрыт как характер, а сохранен на уровне самом общем — типажа.

Один из недостатков фильма — он не выдержан в едином стиле. И потому получилось так. что лучшими эпизодами как раз оказались сюжетно бездейственные эпизоды, документально воссоздающие детали, фактуру времени. Здесь надо отдать должное работе оператора В. Ильина и художника Г. Меки-няна. Но как только начинается сюжет с немецким летчиком (по-моему, неудача актера В. Проскурина), экран утрачивает все скромные достоинства документа и начинается художественная неправда. Она тем очевиднее, что и здесь отношения между персонажами неопределенны. невнятны для зрителя и чувства детей, утаивших на время от взрослых встречу с немцем. Неправда и в изображении, приобретающем вдруг лубочную яркость, особенно заметную по контрасту с другими сценами.

Финал, где юные герои осознают необходимость стрелять во врага, подкрепляется кадрами природной жестокости: хищная птица пожирает птенца. Образ заявлен, но не разработан в картине. Авторская позиция двойственна: нас подводят к конфликту, а в итоге не дают определенного ответа.

Лучше чем смотреть фильм, съездить в Москву в наш хостел.

Нравится Добавь в закладки