Развитие экономических связей Китая и России

На выставках в наших музеях радуют глаз блестящие и яркие изделия из фарфора, расписанные надглазурными эмалевыми красками. Значительна яркая роспись на предметах сорта «зеленое семейство». На одном из блюд этого сорта изображены цветы всевозможных оттенков, которые склоняют свои головки, словно колышутся на ветру; порхают многочисленные пестрые бабочки. На некоторых изделиях есть целые сценки, представленные живо, ярко, пестро.

Выставка прикладного искусства современного Китая в СССР в 1985 г. показала высокие достижения китайских мастеров наших дней, продолжающих лучшие традиции старых художественных ремесел. Самый факт организации у нас широкого показа предметов современного китайского искусства, привлекшего внимание советских людей и состоявшегося не только в Москве и Ленинграде, но и во многих городах нашей страны, отражает необычайно близкие и дружественные связи китайского и советского народов в области культуры и огромный интерес советского народа к замечательному искусству Китая.

Россия и Китай, издавна стремившиеся к укреплению дружбы, окончательно и навеки утвердили ее в наши дни, когда освобожденный великий китайский народ увидел в лице Советского Союза своего старшего брата и бескорыстного помощника. В деле создания новой культуры, понятной и доступной всему народу, китайцы опирались на опыт и высоких достижений СССР. Огромное наследство в виде многочисленных предметов культуры и искусства, созданных руками искусных китайских мастерои в течение нескольких тысячелетий, впервые в истории служит народу.

После поражения буржуазной демократической революции 1911 г., особенно в 20-х годах нашего столетия, со стороны реакционного правительства были попытки поднять и даже развить производство фарфора путем создания специальных управлений в каждой провинции, но эти попытки не привели ни к каким результатам. Причиной этого была общая разруха в стране в период власти милитаристов и продажного гоминдановского правительства, стихийность производства при отсталых способах производства, слабое развитие национального капитализма, а главное — ввоз экспортных керамических изделий. Фаянс из Европы и Америки вытеснял местные дешевые изделия, разорял мастерские, в результате чего мастера оставались без работы.

Высокосортные сорта фарфора г. Цзиндэчжэня шли лишь на экспорт из-за своей дороговизны. Общий мировой кризис к концу 20-х годов привел еще в больший упадок производство фарфора в Китае. Создание в период 1929— 1933 гг. нескольких механизированных фабрик на базе иностранного — японского и английского — капитала в г. Шанхае и г. Нанкине еще больше подрывало китайское керамическое производство, что вызвало движение рабочих и мастеров провинции Цзянси за поднятие производства. При этом в действовавших местах производства мастера были вынуждены приноравливаться к вкусам западных стран, куда сбывался высокосортный фарфор, что вело к исчезновению национальных черт в формах и орнаментировании китайской керамики.

Нравится Добавь в закладки